Пьянство на Руси и не только

   Миф о том, что со стародавних времен русские пристрастны к пьянству, не имеет под собой никакой почвы. Обратимся к истории. Исторические факты свидетельствуют о том, что до появления христианства на Руси наши предки выпивали только по трем поводам: при рождении ребенка, одержании победы над врагом и похоронах. Да и водки в те времена на Руси не было, а потому пили русичи не такой вредный, как водка, сброженный и очищенный мед.

  

   «Теоретики алкоголизма» ссылаются на исконность хмельных застолий. Но факты свидетельствуют о другом. Впервые водку (а точнее, секрет получения спирта) завезли в Россию генуэзские купцы всего пять столетий назад (в 1428 году). Впрочем, при ознакомлении с ее действием она сразу же была запрещена и появилась вновь лишь в середине шестнадцатого столетия, когда по распоряжению Ивана Грозного в Москве был открыт первый «царев кабак».

  

   Да и водка поначалу была не такой уж крепкой, как теперь. Например, знаменитая «Петровская» водка была крепостью менее, чем нынешние портвейны — всего 14 градусов.

  

   Следует отметить и то, что до конца 19-го века в России водка и другие спиртные напитки продавались только в питейных домах, звавшихся в просторечии кабаками. Из-за того что в кабаках еду не подавали, в XVIIв. на Руси действительно сильно развилось пьянство. Но тогдашнее пьянство охватывало сравнительно узкую прослойку населения, так как пить нужно было в самом кабаке, получая небольшие порции алкоголя распивочно. А для того чтобы вынести водку из кабака, необходимо было купить сразу как минимум одно ведро, то есть 12—14 литров, что, естественно, простым «питухам», как тогда называли пьяниц, было не под силу.

  

   Сообщают хроники и о том, что при дворе Фридриха Великого пьянки заканчивались битьем всего стеклянного, зеркального и хрустального, и, что самое интересное, первыми такое «веселье» начинали дамы.

  

   И если пьющих простолюдинок осуждали, то знатные дамы пили сколько хотели, что, впрочем, тоже нравилось далеко не всем. Так, один из католических священников говорил в своей проповеди: «Да, если женщины напиваются, они не могут находиться в молчании, орут, как часовой на вышке или ночной сторож. В октябре перестают квакать лягушки, но зато октябрьский нектар открывает рты женщинам».

  

   В отличие от немцев русские до первой мировой войны пили совсем немного.

  

   В пьяниц наш народ превратили правившие страной семьдесят лет коммунисты. Алкоголизация советского народа была искусственной — государство в ходе индустриализации нуждалось в дополнительных финансовых ресурсах. Вот и получали их из года в год за счет увеличения производства крепких спиртных напитков, формируя так называемый «пьяный бюджет». А то, что люди спивались и деградировали, — это мало кого волновало.

  

   Что интересно, первые Общества трезвости, по поводу которых в свое время было отпущено столько шуток, появились вовсе не на волне Антиалкогольной компании 1985 года и вообще не при коммунистах, а намного раньше — в середине девятнадцатого века. Причем возникали они на добровольной основе. Вот как описывает этот процесс Любовь Русева в статье «Однажды Россия бросила пить... » (журнал «Огонек»):

   «В 1858 году появилось у нас первое общество трезвости. Зачин принадлежал Литовскому краю, где сапожный и столярный цеха заключили между собой добровольное соглашение перестать пьянствовать. Событие, которому откупщики не придали никакого значения, словно цунами, захлестнуло империю. К Ковенской губернии присоединились Виленская и Гродненская. В этом же году общества трезвости возникли в Саратовской, Рязанской, Екатеринославской губерниях. Массовый протест населения получил название «Трезвенное движение»...

  

   Правда, общества трезвости возникали не везде. Во многих местах народ просто собирался на сходки, толковал между собой и давал зарок не пить. В тех случаях, когда без алкоголя нельзя было обойтись (свадьбы, например, похороны, крестины), вместо водки покупалось виноградное вино. Но и тогда никто не напивался».

  

   Надо сказать, что все это происходило при яростном сопротивлении тех, кто делал на продаже спиртного большие деньги. Тем не менее, порыв народа к трезвому образу жизни остановить не удавалось. Какое же здесь исконное пристрастие к пьянству русских? Скорее, наоборот, исконное пристрастие к трезвой жизни.

  

   В последнее же время благодушное отношение к пьянству стало в нашей стране особо распространено. Не исключено, что «подогревается» оно производителями спиртных напитков, ведь их производство по-прежнему остается доходным бизнесом. И если раньше им занималось государство, то теперь — частные лица. Возможно, именно они идеологически и финансово поддерживают миф о традиционности пьянства русских.

  

  

  

Отзывы

Добавить отзыв

Имя *
E-mail
Текст сообщения *
Код подтверждения код подтверждения
* поля, обязательные для заполнения

Читайте также:

Использование алюминиевой фольги

   Очень часто рекомендуют заворачивать пищу в алюминиевую фольгу таким образом, чтобы блестящая сторона была снаружи. Однако для здоровья совершенно не имеет значения, как заворачивать ...
подробнее

Харчо

   Многие считают, что харчо — это суп из баранины. На самом же деле харчо готовят из говядины. Об этом говорит само название харчо на грузинском языке — дзерохис хорци харшот — говяжий ...
подробнее

Китайская кухня

   Бытует мнение, что китайская кухня экзотична и остра. Что касается экзотики, то в какой-то степени это так, ведь китайцам, учитывая их численность, пришлось учиться использовать в пищу ...
подробнее

Щербет

   Так у нас неграмотно называют молочные и фруктовые помадки, смешанные с орехами и спрессованные в брикет-батон. Различают «молочный», «шоколадный», «фруктово-ягодный» и прочие ...
подробнее

Хлопья: с молоком или без?

   Готовые завтраки, приготовленные из кукурузных хлопьев, столь популярные в Америке, уже едят и у нас. Часто дети едят эти хлопья всухомятку, наподобие чипсов или семечек. Однако, по ...
подробнее
добавить в избранное
© 2009 sekrety-o-ede.ru