Сливочное масло

   Принято считать, что сливочное масло — продукт кулинарных изысков нового времени. На самом же деле это не так. Историки отмечают, что уже в V веке в Ирландии, а в IX веке в Италии и в России сливочное масло было широко известным продуктом питания. Известно, что норвежцы в VIII веке брали с собой в дальние плавания бочонки с коровьим маслом. Но еще раньше (за четыре тысячи лет до нашей эры) маслом лакомились жители Древнего Шумера. Свидетельством выработки масла в шумерские времена являются каменные фризы из храма Эль-Обейда, на которых изображены дойка молока, снимание сливок и их сбивание.

  

   Русские историки свидетельствуют, что в договоре древнего Новгорода с немцами (1270 г. ) есть свидетельство о стоимости «горшка масла». «Акты исторические» указывают, что Печенежский монастырь, пользуясь отсутствием пошлин, скупал масло у крестьян и продавал его в Антверпен и Амстердам.

  

   Н. И. Ковалев в книге «Современная русская кулинария» пишет:

   «Интересна история создания в России вологодского масла, которое заслуженно считается гордостью отечественного маслоделия. Его появление связано с именем знаменитого русского сыродела И. В. Верещагина, брата художника-баталиста В. В. Верещагина. Будучи на одной из выставок в Париже, Н. В. Верещагин «уловил» очень приятный вкус и аромат выставленного там масла из Нормандии. Масло так понравилось ему, что он там же, в Париже, решил создать такое же. При этом мастер использовал сливки, доведенные почти до кипения. Масло русского сыродела оказалось вкуснее нормандского. Тонкий аромат свежевскипяченного молока и чуть заметный ореховый привкус не позволяет спутать его ни с каким другим.

  

   Человек, не знающий истории маслоделия в России, напрасно будет искать сведения о вологодском масле в отечественной или зарубежной литературе, даже специальной. Дело в том, что сам Верещагин назвал это масло парижским сладким, а французы, и не только они, охотно его импортировавшие из России, — петербургским. Вологодским же оно стало именоваться не более 45— 50 лет назад. К большому сожалению, сегодня вологодское масло можно встретить на прилавках магазинов крайне редко. Однако, если вам повезет и вы все же купите этот чудесный продукт, учтите, что хранится оно недолго, не более месяца, а потом теряет специфический ореховый привкус».

  

   Что интересно, сейчас предмет традиционной гордости россиян — вологодское масло — делают не только в Вологодской области, но в Финляндии и на Украине. Почувствовав интерес покупателей к вологодскому продукту, торговцы стали выдавать за вологодское любое сносное масло. Обмануть покупателей не так уж и сложно, ведь определить настоящее вологодское качество может только очень опытный дегустатор. Поэтому, чтобы не обмануться, покупая масло, внимательно посмотрите, где этот продукт сделан, и обратите внимание на его состав. Дело в том, что за каждым видом масла государственным стандартом закреплено определенное соотношение жира и влаги (чем больше влаги, тем сильнее шипит масло на сковородке). У настоящего вологодского масла жирность должна быть не ниже 82, 5%, а содержание воды — не более 16%. У «крестьянского» — 71, 5% и 25%. Меньше всего жира в бутербродном масле — 64%.

  

   Нередко сейчас называют маслом и то, что им называться не может. Причем это особенно характерно для импортных «масел». В лучшем случае это бывает маргарин (пусть даже и неплохого качества), в худшем — твердое растительное масло или жир. Об этом свидетельствуют сертификационные испытания импортного бутербродного масла, проведенные в Российском центре испытаний и сертификации Госстандарта России в соответствии с «Медико-биологическими требованиями и санитарными нормами качества продовольственного сырья и пищевых продуктов». Они показали: при производстве этой продукции использовалось дегидрогенизированное растительное масло. Помимо молочных жиров в так называемом сливочном масле импортного производства содержатся растительные и животные жиры или жиры морских животных.

  

   Специалисты советуют внимательно читать все, что написано на упаковке масла и в сертификате на него. Так, в ходе испытаний «Норвежского топленого масла» (продающегося в банках по 2900 г) выяснилось, что в его состав входит растительный жир, а также жиры морских животных. Вкус топленого масла получен при помощи ароматизаторов. А потому в сертификате соответствия написано: кулинарный жир.

  

   Эксперты НИИ питания определили как «масло растительное топленое» и английское масло Golden Butter Blend. Оно состоит из растительных жиров, натуральных и соевых добавок. Также смесью растительных и животных жиров являются словацкое масло Masmix, немецкое Table Butter, голландское «Саббата» и Remi, финское Voimix. И хотя качество у них хорошее, по вкусовым показателям они все же уступают натуральному коровьему маслу.

  

   Попытки некоторых производителей импортных маргаринов доказать, что их изделие имеет вкус настоящего масла, свидетельствуют только лишь об их смелой фантазии, но не о вкусе продукта. А потому смотреть рекламные ролики, в которых актеры, приняв довольный вид, поглощают хлеб с маргарином, без улыбки невозможно. Конечно же, завозят к нам и настоящее коровье масло хорошего качества. Но большая часть импортного масла — это смесь жиров и различные добавки. Казалось бы. и цена таких «масел» должна быть ниже, тем не менее оно продается по цене коровьего.

  

   Это касается и таких наименований отечественного масла, как «Легкое», «Домашнее». «Особое», «Экстра» и некоторых других («официальных» разновидностей сливочного масла не так уж много: «вологодское», «любительское», «крестьянское» и «бутербродное». По большому счету — это маргарин, смесь растительных и животных жиров. Причем смешивают их в пропорциях, определяемых личными фантазиями производителей.

  

   А потому следует внимательно читать то, что написано на упаковке. И если на ней после слов «Состав» или «В 100 г содержится» есть упоминания о растительных жирах или смеси жиров, а также о каких-то добавках или эмульгаторах, то это не масло, а в лучшем случае маргарин, в худшем — кулинарный жир.

  

   В рубрике «Экспертиза» газеты «Известия» приводятся примеры способов, с помощью которых покупатели масла вводятся в заблуждение:

  

  

Отзывы

Добавить отзыв

Имя *
E-mail
Текст сообщения *
Код подтверждения код подтверждения
* поля, обязательные для заполнения

Последние поступления:

«Новые масла, как правило, эксплуатируют имидж классического сливочного масла. Подобный «оптический обман» достигается следующими элементарными приемами:

      — Упаковки комбинированного масла обычно похожи на классические пачки в фольге или пергаменте.      — Рисунок на упаковке может быть стилизован под ...
подробнее
добавить в избранное
© 2009 sekrety-o-ede.ru